Несколько советов по игре на варганах от Ярослава.

Печать

Несколько советов по игре на варганах.

- Не зажимать рамку

Часто, люди, которые впервые берут варган или просто берут в руки незнакомый варган, при игре “бьют по зубам”. На самом деле, металлический звон (“дзень”) раздается не от удара язычка по зубам, а оттого, что язычок цепляет за рамку. Тому есть две причины, и первая - рамка сильно сжата руками или зубами. Чем лучше варган, и точнее он настроен - тем меньше зазор между язычком и щечками рамки, тем лучше звук и тем вероятнее задеть язычком за рамку, слегка сжав ее руками. Попробуйте поменять хват, так чтоб держать варган не “сверху-снизу” сжимая его, а, например, сбоку. Кроме того, часто рука очень сильно прижимает варган к зубам, эффект тот же - рамка сжимается и язычок задевает за деки. Можно попробовать начать отпускать варган, пока звон не пропадет. Только опытным путем можно найти самое оптимальное положение варгана, причем то, что хорошо для одного, будет не приемлемо для другого.

- Необходимо правильно бить по язычку

Вторая причина, по которой язычок ударяется о рамку - неправильный удар. Есть много разных разновидностей удара, от/на себя, сверху/снизу, указательным или большим пальцем. Но любой удар должен быть направлен строго в горизонтальной плоскости перпендикулярно варгану. Удары сверху-вниз или снизу-вверх - категорически запрещены. От этого, кроме всего прочего, варганы ломаются. Для начинающих рекомендуются удары указательным пальцем на себя. Во-первых, существуют варганы, на которых только так можно играть. Во-вторых, так меньше амплитуда, а значит и риск сломать варган (особенно, когда новички хотят играть ГРОМКО, не понимая, что громкость зависит не от размаха). Существует множество способов боя: “палец-вверх-открытая-ладонь-влево”, “палец горизонтально открытая ладонь на себя”, “палец согнут вниз ладонь вниз” и так далее - пробуйте что вам удобно.

- Сжимайте губы

Секрет громкой игры кроется в двух элементах. Первый и основной - сжатые губы. Чем меньше щелей между варганом и губами тем громче звук. В идеале, выход из вашего рта для звука должен быть только через язычок варгана - тогда звук будет действительно громким. Для этого необходимо закрыть губами все щели. Да, обратите внимание на два момента. Во-первых, губы не должны быть напряжены (не сжаты силой), во-вторых – следите за тем, чтобы язычок не цеплялся за чрезмерно сжатые губы. Рассеченная в кровь язычком губа - не самая приятная (хоть и не самая страшная) вещь.

- Использовать дыхание

Возможны три состояния дыхательных путей при игре на варгане.

Все три способа дают каждый свой, очень характерный варганный звук, так как при этом очень сильно различаются объемы резонаторов. При игре нужно совмещать все три типа, в зависимости от композиции произведения. Кроме того, при дыхании через рот можно использовать в полной мере возможности диафрагмы - если вы слышали странные вибрирующие, пульсирующие звуки на варгане, то это очень часто именно диафрагменная работа. “Потрясите животом” при выдохе через варган, чтобы понять, что это такое.

- Используйте язык.

Кроме дыхания, которое создает ритмический рисунок музыки, важным моментом является использование языка. Он создает и ритмический и мелодический рисунок, в этом смысле, он может быть и важнее даже. Можно изгибать язык во рту, как вам придет в голову, подвигайте его к зубам, поднимайте к нёбу, заталкивайте вниз и назад - ищите свою музыку. Делайте ритмичные движения языком - за один удар несколько - так можно и ритмический рисунок создавать, и эффекты типа вибрато (при быстром движении языка взад-вперед или вверх-вниз или как придумаете).

Следует помнить, что люди, играющие на варганах (и, наверное, на диджериду), скорее всего, лучше всех целуются. У них лучше всех развит язык – его точность, гибкость, скорость.

- Ищите обертона

По словам преподавателя Кыргызской консерватории, у темир-комуза (кыргызского варгана), музыканты в Кыргызии используют 14 разных нот, и они могут сыграть даже мелодию Бетховена! Не все варганы такие мелодичные как Кыргызские, но 5-6 разных нот-обертонов есть у любого варгана, даже не очень звонкого. Поэтому, когда усвоите работу языком, научитесь разнообразным эффектам - пробуйте ловить обертона. Это, на самом деле, высший пилотаж, движения языка должны быть очень точные и иногда очень небольшие, и никто не сможет сказать “сделай так и получишь такую-то ноту” - только слушая варган и себя можно приблизиться к безупречному владению инструментом.

- Экспериментируйте

Вышеописанные правила - это отправная точка для начинающего. Их можно игнорировать, делать все совершенно наоборот - но только после того, как будет освоена база. Например, если варган глуховат, можно немножко руками сжимать (в некоторых пределах) при игре рамку, уменьшая зазор между деками и язычком, чтоб звук был лучше. Или, при игре открывать губы чтоб сделать звук значительно тише (на один удар по язычку, ритмично открыть и закрыть губы – можно получить звучание двух нот). Для достижения разных эффектов можно комбинировать типы ударов (”стук копыт”, сверхбыстрая игра в стиле транса или электроники). Главное не бояться пробовать новое!

- НИКОГДА НЕ ИГРАЙТЕ В ПЬЯНОМ ВИДЕ!

Это правило нужно соблюдать неукоснительно! Игра в пьяном виде приводит к рассеченым губам и языку, побитой эмали зубов. Варган ломается или при игре, или через некоторое время, часто теряется. В общем, если мыслить категориями духовно-мистическими - варган очень не любит пьяных! И скорее всего, накажет физически или вообще “уйдет” от вас

- Стоит ли давать свой варган другим?

Это правило, в общем, не обязательное, его стоит соблюдать по своему усмотрению (если конечно другой человек не пьян – в этом случае категорически нельзя!). Здесь речь идет и о личной гигиене, и о возможности сломать варган с непривычки. Если вы всецело доверяете человеку и нет внутреннего ощущения того, что не стоит давать, то возможно и можно дать варган поиграть или подержать. Случайным людям или новичкам, которые просят научить играть - специальные “учебные” варганы, которые и сломать тяжело, и пораниться не получится. У профессионалов почти все варганы с оговорками: ”этот нежный, не сильно и на себя”, “этот надо очень сильно разыгрывать”.

Источник с обработкой и дополнениями: