Маленькие секреты изготовления варгана от Валерия Ерошева

Печать

Маленькие секреты изготовления варгана от Валерия Ерошева и Артема Полякова.
Фрагмент беседы Ольги Шотландии в обработке veskimo

Ерошев: Мы используем разные материалы, разные виды сталей, сталь разной обработки, поэтому от этого тоже многое зависит….

Поляков: Ну да, это точно. Вот взять звучание оправки, там латунь или бронза и смотря, какая даже марка конкретного сплава уже звук сильно зависит. Это как бы камертон получается, камертон может сам по себе звучать, просто от удара от вибрации он зазвучит. Язычок звучит сам по себе, но что дает двухзвучие, это колебания язычка и самой оправки….Получается буртон и тембр, как раз буртон и дает колебание рамки.

Ерошев: А еще дает колебания вот этот вот загибчик.

Поляков: Да обязательно, но ещё и угол загиба, расстояние, ну много чего.

Ерошев: Подгиб язычка определённый, здесь много разных тонкостей….»


Не менее интересны и комментарии публики. Вот некоторые из них:

veskimo

Я когда делал самые первые шаги в этом деле долго думал: может надо зажимать рамку при игре поменьше, только в районе кольца, оставляя длинные прямые участки якутских хомусов свободными. Но, посмотрев на фото и видео мастеров я обнаружил, что они «глушат» инструмент по полной, зажимая кольцо ладонью, о участки между ртом и кольцом большим и указательным пальцами.

По поводу материала рамки, я не уверен полностью, не пробовал, но разумом не могу понять, как может варган с корпусом из стали 45 и 60 звучать по разному. Ведь в обоих случаях их не термообрабатывают (ибо поведёт нафик) и они будут иметь примерно одинаковую жесткость.

yaroslaw

По-моему, банально, мастера не понимают о чем говорят:))) или сознательно вешают лапшу?

В выборе материала деки играет роль не колебания самой деки, а отношение акустического (внутри материала) импеданса деки к акустическому импедансу язычка. Это соотношение определяет длительность звучания, отдачу - т.е. какое количество энергии передается от язычка на раму и соответственно на зубы. Это - прямой эффект и самый заметный. Остальное - ну такие тонкости:). От формы рамы, очевидно, тоже многое зависит. Но как? Лично мне не понятно, и сколь-нибудь толкового объяснения не встречал. ("буртон" - что это за слово? бурДон! - и оно тут не к месту совершенно).

veskimo

Да, твое объяснение гораздо убедительнее! Мне всё же лично кажется, что 90-95% "звука" полностью зависит от язычка, угла заточек дек и язычка, и размеров и геометрии зазора. Я тут недавно переделал варган Казанцева (большой), а именно заточил под острый угол деки и язык. При тех же зазорах, характер звука поменялся кардинально, стал ближе к доромбам, и куковать перестал, а раньше на нем лучше всего получалась кукушка.

Источник: