Мастерская Фридриха Шлюттера

Печать

Краткое руководство по изготовлению варганов из мастерской Фридриха Шлюттера.

Основная информация.

Звучание варгана определяется характером и силой колебаний язычка. Ниже перечислены физические характеристики язычка, непосредственно влияющие на звучание инструмента:

Каждая из этих характеристик влияет на колебания язычка и самой главной задачей мастера является выявление наиболее подходящего соотношения между этими характеристиками. Кроме того, при изготовлении варгана важна точность. Для того, чтобы добиться нужного звучания, не нанося ущерба его качеству, нужно обращать внимание на следующие детали:

Например, если язычок (его часть примерно от середины до кончика) чуть-чуть выступает над деками, то варган легче «завести» дыханием. Или, если игровая часть язычка загнута под тупым углом (а не под прямым, что считается правильным вариантом при котором повышается срок службы инструмента), то становится гораздо проще использовать приёмы при которых язычок тормозится уголком губ.

Изменяя форму основания корпуса (расширяя, сужая его и так далее) можно регулировать вес и массивность инструмента, что также непосредственно влияет на его звучание. Кроме того, важно подобрать ту форму дек, при которой варган удобно прикладывать к зубам. Так, например, закруглённая или плоская форма внутренней стороны дек менее удобна для удержания на зубах, чем ромбовидная.

Материалы наиболее подходящие в плане здоровья для изготовления варганов: Полированная сталь, бронза (латунь), нержавеющая сталь, нейзильбер (мельхиор) золото , серебро , древесина , не подвергавшаяся химической обработке.

Материалы, которыми не следует пользоваться без знания предмета: никель, алюминий, медь, химически покрытые стали (черное воронение), лаки .

И материалы которые совсем не рекомендуются для использования: хром, цинк, олово (припой) (тем не менее, олово часто используется для настройки варганов ).

Модификации исходного материала и их результаты.

Ниже приведена таблица в которой описаны изменения звучания при различных модификациях язычка. Эти данные нельзя считать исчерпывающими, но они могут помочь понять общие принципы.

Модификации Результат
Длинный язычок
Более низкий и глубокий звук, долгое затухание, увеличивается риск зацепить язычком деку при игре
Короткий язычок
Более высокий звук, быстрое затухание
Широкий язычок
Более низкий и глубокий звук, быстрое затухание
Узкий язычок
Более высокий звук, долгое затухание
Толстый язычок
Более высокий звук, быстрое затухание, для игры требуется жесткий удар
Тонкий язычок
Более низкий и глубокий звук, долгое затухание, увеличивается риск зацепить язычком деку при игре
Жесткий язычок
Более высокий звук, для игры требуется жесткий удар. Если язычок слишком жесткий - увеличивается его ломкость
Мягкий язычок
Долгое затухание звука. Слишком мягкий язычок делает звучание глухим, или вовсе неслышным. Язычок легко деформируется, но в некоторых случаях это уменьшает риск поломки при физических воздействиях на инструмент
Большое расстояние между краями язычка и деками
Меньшее количество обертонов, более слабый звук
Маленькое расстояние между краями язычка и деками
Большее количество обертонов, сильный звук, но увеличивается риск зацепить язычком деку при игре
Параллельность краёв язычка внутреннему краю дек
Более богатые обертона
Заточенные края язычка
Более богатые обертона
Расширение язычка и расстояния между деками в направлении к основанию корпуса
Влияет на колебания язычка
Сужение внутренних краёв дек к краям язычка
Более богатые обертона
Слишком слабое закрепление язычка к корпусу
Вибрации язычка не передаются в полной мере в корпус инструмента, более слабое звучание. Дребезжащий звук при очень слабом закреплении, язычок легко сместить в сторону
Слишком сильное закрепление язычка к корпусу
Глушит звук и увеличивает риск поломки язычка
Длина загнутой части язычка
Влияет на колебания язычка. Соотношение длины загнутой части язычка и его основной части влияют на высоту звука
Загнутая форма кончика язычка
Царапает руку при игре. При быстром переменном ударе звук становится более резким
Закруглённая форма кончика язычка
При быстром переменном ударе звук становится более плавным
Утяжелённый сгиб или кончик язычка
Понижает тон инструмента

Поэтапное изготовление гнутых варганов в фотографиях

1. Определение длины заготовки

2. Придание нужной формы (в данном случае применяются инструменты, сконструированные отцом автора статьи)

3. Детальное придание формы корпусу. Стачивание округлых краёв и прочее.
4. Вытачивание выемки для язычка.

5. Завершающие штрихи, окончательная доводка корпуса до необходимой формы
6. Далее – выбор материала для язычка. В данном случае это пружинная сталь.

7. Из заготовки вырезается будущий язычок.
8. Язычок выпрямляется, на нём не должно оставаться искривлений.

9. Далее - шлифовка язычка.
10. Теперь, закаливая или отпуская язычок, ему придаётся нужная степень упругости. Если допустить в процессе ошибку – язычок будет непригодным для использования.

11. Язычок вставляется в выемку в корпусе и выравнивается относительно дек.
12. И, аккуратно, чтобы не сбить положение язычка, закрепляется.

13. Далее проверяется, идёт ли язычок параллельно декам.
14. После этого язычок загибается, кончик язычка закругляется.

15. Финальная стадия – варган полируется до блеска.
16. Если все получилось и варган хорошо звучит, то он получает клеймо мастерской, футляр и отправляется к новому владельцу.

Готовый результат

Вольный перевод и дополнения © Аксентий Бескровный

Источник: