Внутренняя Монголия

Печать

Внутренняя Монголия (не по Пелевину, хотя кто знает :)), якутский стиль и не только.

Попалась переписка на ЖЖ по поводу возможных путей распространения варганов и влияния культур. Это лучше прочитать в оригинале, который приводится ниже.

Переписка началась с внутренней Монголии.

Варган народности Дауров, живущих во внутренней монголии

veskimo
Это инструмент Дауров, живущих во внутренней монголии. (взято здесь)

Здесь игра на нем.

А вот почему это все так параллельно с якутской хомусной культурой ума не приложу.

slider_72
Хех... в китайском не силён, но видео - интересное. По поводу вопроса. Мысли есть, но они как то устремляются в сторону нашего Крайнего Севера... :)

veskimo
Ну если они только так готовятся, то это успокаивает :) Есть у меня сильное подозрение, что это не подражание, а самобытные творчество одного из многочисленных китайских народов.

slider_72
По поводу самобытного творчества - не всё так просто. Взять к примеру Японию. Наверное единственная страна, где варган - не национальный инстумент. И, о нём японцы узнали лишь благодаря культурному обмену с другими народами, но(!) так же известно что в Японии живёт единственное племя у которых варган (деревянный) - исконно родной инструмент. Племя Айну. К чему я повторяю многим хорошо известные сведения? Да, просто племя Айну - большая загадка для антропологов, так как их от японцев отличает белый цвет кожи, разрез глаз и т.д. Да и живут они несколько обособленно от других племён. Но, время идёт... Многим японцам понравился звук варгана, в последние годы они наладили у себя производство "братьев-близнецов" якутских хомусов. Говорят, что нередко они не только не уступают по качеству, но и иногда превосходят якутские... ... Надо будет мне видео повнимательнее пересмотреть... так как у японцев и китайцев - одни и теже иероглифы, правда начертание чуть-чуть отличается. Может это и не китайцы вовсе? :) Ну, а даже если и китайцы (а, что если у неё предки из якутии?)... Но, мастерство и опыт - видно в первую очередь! :)

veskimo
Не довелось пока встретить японского кукина "брата близнеца" якутского хомуса, хотя играл на нескольких, многие видел. Тот , что лежит у меня дома, по виду, скорее брат археологической японской находки 1000 летней давности. По звуку (и качеству) ему трудно найти аналоги. Я не ученый, многое не знаю, но мне почему то кажутся убедительными изыскания Лео Тадагава по истории металлического кукина. В частности он утверждает что кукин имел наибольший расцвет 250 лет назад и пропал в эпоху сёгуна (что собственно и не удивительно)

slider_72
Я тоже - не учёный и труды Такагавы не оспариваю. :) Там же, в его трудах (у меня только выдержки, целиком перевода нет) упоминается, что самая ранняя находка дугового варгана (коукин) на територии Японии датируется серединой X в. На територии синтоистского храма Хикава. Есть так же упоминание о буме вокруг железного варгана (тогдашние названия бива-бон, кути-бива) в XIX в., в Эдо (старое название Токио). На основании тех же трудов Токагавы считается, что в Японию, на храмовую землю, варганы попали из государства Бохай (древнетунгусское гос-во 628-926 гг.) в качестве подарков.
То есть, это опять таки к тому, что в Японии варган - привнесённый извне, с культурным обменом, инструмент. Который пережил бурный расцвет своей популярности, затем спад... И сейчас получается примерно тоже, что и в центральных районах России: последнего русского варганиста видели около 100 лет назад, затем инструмент полностью забылся и сейчас вновь, медленно но верно - набирает популярность среди населения.

veskimo
С такой формулировкой "что в Японии варган - привнесённый извне, с культурным обменом" согласен. Как собственно и в России, Австрии, да что там мелочится, думаю даже Якутии. Очень уж на темир комуз их древний варган похож. Собственно они с тех краев и прикочевали. Причем это не хорошо и не плохо, это нормально, ведь примерно 95% вещей люди не изобретают повторно а "заимствуют" это относится к любым предметам, будь это напильник или пианино. Случаются конечно и исключения, как изобретение нами балалайки :)

slider_72
Вот, по поводу России, Австрии и т.д. - немного не согласен. Не плохо бы выяснить, какие муз. инструменты были у Сарматов и Древних Ариев. Так как якутов и славян (и не только) объединяет общий предок. :) (это можно узнать в работах генетика В.В.Фефелевой) Так же, японские генетики обнаружили поразительную близость генов японцев и якутов. Так что, мне кажется, что в эпоху когда древние арии колесили от края до края, именно тогда варган и распространился повсеместно... ну, а дальнейшее развитие этого инструмента уже пошло своим ходом. Результат чего мы и наблюдаем... :)
Да, по поводу балалайки - поправочка: есть три спорных мнения относительно её происхождения. 2) придумана на Руси; 2)произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – думбра (точнее от думбры пошла русская домра, а от неё - балалайка); 3)придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Я больше склоняюсь ко второму варианту... Можно пристальнее посмотреть на гусли, как именно "наше" изобретение хотя и с ними есть спорные мнения, но они не так ярко выражены.

slider_72
Тут надо уже лезть в более глубокие слои истории... изучать, как и куда кочевали, расселялись естественным путём, оказывались на другой территории в связи с разного рода катастрофами (морские бури и т.д.) те или иные народы. Прослеживать кочевые-торговые пути, дипломатические миссии и культурный обмен. Очень велика вероятность, что за, всю историю человечества таких примеров будет - великое множество. Беда лишь в том, что более-менее точные сведения обрываются на отрезке 100 лет. А, дальше идут сплошь гипотезы. Не только по теме варгана, а по истории вообще. Собственно, по этой причине мы и имеем 2 истоических учения - "официально признанный" и "альтернативный". P.S. Вот, как то так... :)

veskimo
У меня нет точного, сложившегося мнения, но есть предварительное ощущение, что сногсшибательный не имеющий аналогов "якутский стиль" - это коллективная авторская работа конечного ряда талантливых хомусистов, подделанная с 30 годов прошлого века по сегодняшний день. Причем имена героев хорошо известны и чтутся/помнятся. До этого , насколько мне известно, были не такие сильные инструменты и традиционная умеренная игра. Собственно меня удивляет то, что в указанный короткий период не прослеживается влияния "руки Якутии" на дауров :) Неужели можно обособленно получить столь похожие результаты?

slider_72
Есть так же вероятность, что таким сногсшибательным стилем владели определённого круга личности, т.е - шаманы (и далеко не средней руки), которые не только ритмом владели бесподобно, но и обертонами управляли так, как хотели. А, остальной люд - занимался своими делами... охота, рыбалка... изредка они "отводили душу" играя в традиционной, умеренной манере (ну, не было у них потребности являть чудеса миру, а может и некогда было..) А, 30-е годы - что? Правильно - Советская Власть, которая дала льготы якутам, в ущерб других национальностей (из-за чего статистическая численность якутов резко увеличилась). Постепенно и шаманизм стал сводится на нет... Собственно шаманизму по всей территории СССР была объявлена война (я вижу на то свои причины, но это уже отход от темы), а народам Крайнего Севера в этом плане повезло в связи с их удалённостью от "центра" Советской Власти. Так что "якутский стиль" и схожие с ним - имели своё развитие, но в силу естественных причин - не практиковались массово. Ну, а в связи с рядом социальных изменений, которые коснулись весь Земной Шар в те далёкие годы, эти стили пошли "в народ". А, по поводу влияния "руки Якутии"... да, что далеко ходить. По своим личным наблюдениям в своём городе: большая часть "варганистов" играет "как и что взбредётся" - без какой либо традиционной манеры игры. И лишь единицы пытаются овладеть инструментам в совершенстве... и, больше склоняются именно к "якутскому стилю". Башкирский стиль несколько обособленно находится... так как вроде и информация о нём вполне доступна, и центр Башкирской культуры рядом... но, однако он менее на слуху среди среднестатистического россиянина. Вот, посмотрим что будет на следующем (уже) Международном конкурсе кубызистов. Хотя, на мой взгляд сравнивать чей стиль лучше (башкирский или якутский) - не благодарное дело... так как это равносильно попытке ответить на вопрос: "Что лучше, шаманизм или ислам?" А, такие вопросы - "скользакая" тема...

Источник: