Хатылаевы — профессионалы якутского хомуса.

Печать

Хатылаевы — профессионалы якутского хомуса. В своей творческой работе развивают, исследуют, раскрывают возможности якутского хомуса, черпая из глубоких недр народную духовную культуру. Они очень тонко, умело применяя якутский классический стиль «умеренная игра», с новыми методами создают музыку.

В произведениях: «Воины», «Жизнь», «Изобилие» прослеживается многовековая эпическая поэма философского характера. В духе стремительного ритма и тембра воспевают земное противостояние светлого и темного сторон обитателей Земли.

Хомус Хатылаевых имеет силу с удивительной тонкостью оживлять флору и фауну богатой Якутской природы, такими произведениями являются: «Взлет», «Времена года», «Скачка лошади», «Жаворонок». В остальных произведениях переплетены импровизация авторов превращая струны своих хомусов в поэзию волшебства.

От этих напевов Клавдии и Германа Хатылаевых возникает провидение: используя разноцветные переливы радуги этого инструмента, авторы имеют широкую возможность еще ярче, краше воспевать и творить. Я уверен, магической силой, эпическим значением хомуса они создадут необыкновенную музыку.

Доктор филологических наук, профессор
Алексеев И. Е. - Хомус Уйбаан
от 22 февраля 2005 года

Клавдия и Герман Хатылаевы
Клавдия и Герман Хатылаевы
Клавдия и Герман Хатылаевы
Клавдия и Герман Хатылаевы

Клавдия и Герман Хатылаевы - профессиональные культурологи, этномузыканты, Заслуженные артисты республики Саха (Якутия), самобытные исполнители якутской народной вокальной и инструментальной музыки. В репертуаре музыкантов исполнение на более чем 15-ти народных якутских инструментах. В том числе на хомусе (варган), разновидностях ударных инструментов (табык – обрядовый инструмент, дунур – шаманский бубен, кюпсююр – барабан и др). Многие из инструментов, на которых играют Хатылаевы, как и методика обучения игре на них, считались утраченными. Долгие годы редкие экземпляры этих инструментов можно было увидеть только в музеях.

Кропотливая работа Хатылаевых с 1990-ых годов прошлого столетья способствовала и помогла возродить, сохранить народные инструменты, музыку. В настоящее время музыканты занимаются обучением детей по своим авторским программам игре на народных инструментах, народному вокальному исполнению, передают им свой опыт, обеспечив тем самым преемственность знаний между разными поколениями народа Саха. Кроме этого, музыканты Хатылаевы часто гастролируют, участвуют во Всероссийских и Международных конкурсах-фестивалях. В последние годы с различными выступлениями музыканты побывали во многих государствах стран Европы, Азии и Америки. Им аплодировали зрители во Франции, Швейцарии, Германии, Бельгии, Англии, Монголии, Японии, Аляске, Мексике, Вашингтоне и Нью-Йорке, Бостоне и Северной Каролине.

Хатылаевы – трехкратные победители Гран-при Международного конкурса – фестиваля в Англии, г. Ланголлен. В 2006 году музыканты успешно осуществили международный музыкальный проект с известным японским ансамблем барабанщиков «Кодо». По проекту были организованы гастрольные поездки ансамбля «Кодо» в Республике Саха (Якутия) и наших музыкантов Японии.

Клавдия Хатылаева известна в республике не только как музыкант и исполнитель народных песен. Она - народная мастерица по изготовлению головных уборов из конского волоса по редкой авторской технологии обработки и плетения. Клавдия – участница многих выставок творчества народных мастериц. Кроме этого в 2001 году ее дипломная работа «Этномузыка как фактор духовной гармонизации личности» заняла I место во Всероссийском конкурсе среди студентов Высших учебных заведений России.

Таким образом, Клавдия и Герман Хатылаевы, как носители культуры народа Саха, истинные энтузиасты своего дела, внесли огромный вклад в возрождение и сохранение музыкальной, духовной и материальной культуры своего маленького северного народа.

Республика Саха (Якутия), журналист, корреспондент,
заведующий отделом культуры газеты «Эхо столицы» (город Якутск) Сардаана Сивцева.
от 1 февраля 2009 года

Участие на республиканских, международных фестивалях, выставках и конкурсах.
Источник: