Варганка. Варганы в Саратове

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Обертонное пение.

Печать

Обертоны – это высокочастотные призвуки. В каждом звуке каждый момент присутствует целый ряд обертонов. Именно по ним мы различаем тембр.

В обертонном пении можно спеть одновременно тон и один из призвуков. Слушание и пение обертонов благодаря их высокочастотной природе дают подпитку коре головного мозга, восстанавливают силы, приводят в состояние глубокой релаксации, укрепляют иммунитет. Обертоны – это глубинное переживание архаичного ПРА-звука.

С древних времен обертоны использовались в молитвенных песнопениях и целительских практиках, известных нам, в основном, по тибетской и тувинской традициям. Невозможно остаться равнодушным, услышав хотя бы однажды эти восхитительные, едва уловимые звуки, напоминающие волшебную флейту или ангельское пение. Современные исследования говорят нам о том, что «обертонная лестница» настраивает организм человека в гармонии с Миром, с законами Космоса. Умение слышать и петь обертоны приносит радость, наполняет жизненными силами, дает реальное переживание этой Гармонии. И это не удивительно, ибо «Обертонная лестница» – это череда звуков, образующаяся по закону «золотого сечения». Она возвращает нас в интервалы без равной темперации.

Знание обертонов обнаруживается не только на Востоке, где обертонная техника пения сохранилась наиболее полно, но и на Западе в грегорианских монодиях, в византийских песнопениях, в русском «знаменном» распеве, в народных традициях.

Многие традиции сакрального пения вмещали в себя обертонное звучание.

В XX веке в Европе и Америке возник новоевропейский стиль, базирующийся на доступных приёмах фонетики. Стали возникать гармонические хоры, исполняющие специальные композиции с обертонным пением. Интерес к этому явлению возник на грани саморазвития, естественного пения, музыкальной терапии, акустики, этнических звучаний.

Техника обертонного пения дарит возможность петь сразу два звука: основной тон и высокий призвук – обертон.

Работа с обертонами – это исследование внутреннего резонанса и вписывания во внешнюю акустику. Это лаборатория собственного звука. Это поиск объемного звучания и новых измерений в слушании и восприятии.

Умение слышать, петь и чувствовать обертоны – наполняет жизненными силами и дарит реальное переживание гармонии и радости. Кроме того, постоянная практика пения гармоник-обертонов улучшает работу коры головного мозга, повышает иммунитет, удлиняет дыхание.

Те, кто присутствуют при обертонном пении первый раз, иногда реагируют скорее на вибрацию основного тона, которая способна вызвать резонанс в теле слушателя, чем на призвуки гармоник. Некоторое время спустя ухо привыкает к непривычному диапазону восприятия, впуская и реагируя на высокие частоты обертонов.

«Обертонная лестница» всегда являет собой фиксированный ряд звуков относительно основного тона. Шаг между «ступеньками» 256Гц, если основной тон «До». 16 обертонов помещаются в слышимый человеком диапазон. В этом акустическом ряде гармоник заключены универсальные пропорции гармонии, способной произвести настройку вибраций человеческого существа.

Для эффективного восприятия обертонов необходимо создать специальные условия. Чтобы звуки воспринимались на уровне вибрационно-резонансном, необходима двигательно-звуковая разминка. Хорошо бы растрясти тело, приготовить его для получения звука-вибрации, напомнить о том, как звук распространяется в теле.

Можно расположиться лежа или сидя в удобном положении. При этом важно сохранять прямую спину.

Слушание происходит с закрытыми глазами. Это помогает сконцентрировать все внимание на звуках и вибрационных ощущениях. Ведь обычно 90% процентов информации человек получает через зрение.

Слушатели размещаются внутри круга. Поющие перемещаются по кругу. Все оказываются в чаше звукового пространства между двумя голосами. Это время насыщенного восприятия. Поются интервалы, обертоны и полифонические импровизации. Обертонное пение дает возможность петь объемные звуки, пропевать звуковые пространства. Каждый интервал, если в нем пребывать достаточное время, рождает своеобычное переживание. Точная квинта пронзает и выстраивает. Терция успокаивает стабильностью. А после биения диссонирующей секунды мир звуков расширяется. Возможность следить за мелодией динамично сочетается со слушанием обертонов.

Обертонное опевание завершается паузой тишины. В эти минуты, стихают и усваиваются те процессы, которые затронули обертоны.

Реакции человека после прослушивания обертонного пения весьма индивидуальны. Но чаще всего встречаются такие отклики:

  • Испытываешь обновление, сбрасываешь усталость. Будто с тебя смели пыль и составили заново.
  • Проясняется зрение.
  • Волна звука откликается резонансом в теле, отмечая вибрацией ослабленные зоны.
  • Возникает эффект, будто разрозненные левая и правая стороны тела объединяются.
  • Приходит легкость и ощущение выхода из физического тела.
  • Тем, кому это свойственно, видят переливы цветов или визуальные образы. Часто это горные хребты. Или метаморфозы пространства.
  • Те, кто занимается различными практиками, отмечает действие обертонных звуков по чакрам.
  • Глубинные воспоминания детства проявляются по ассоциации с обертонным звучанием.
  • Может прийти решение какой-либо висевшей проблемы, прояснятся смыслы и связи между явлениями.
  • Последействие от восприятия обертонного пения продолжается и далее. Оно может сказаться на качестве сна в ночь после прослушивания обертонного концерта.

Не нова мысль о том, что в звуках может быть заключена гармония.

Но в слушании обертонов это становится глубинным переживанием.

 

Прикосновение к глубинным переживаням здесь:
Путями Византии. Обертонная импровизация.
Минск, Фестиваль духовной музыки "Златогорская Лира".
Галина Парфёнова и хор "Менка" кирилла Носаева (2009)


Скачать здесь