Варганка. Варганы в Саратове

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

История варгана

Печать

История варгана — музыкального инструмента, существовавшего практически на всех континентах, уходит вглубь веков.

Полагают, что родоначальником варгана был лук, появившийся в доисторические времена, в эпоху мезолита, приблизительно 9–12 тысяч лет назад. Человеку было достаточно упереть один конец лука себе в нёбо или в зубы, а другой в землю, и смертоносное орудие превращалось в музыкальный инструмент, на котором играли ударяя пальцами или палочками по тетиве (традиция игры на тетиве, зажимаемой зубами и пальцами ног, сохранилась до наших дней у некоторых племен Центральной Америки). Но вряд ли стоит считать лук прототипом современного варгана, так как разновидность варгана была обнаружена и в Австралии, где аборигены лука не знали вообще.

Варган имеет около 800 названий, самые известные из которых – маультроммель (германоязычные страны), trompa (Central and South America), birimbao (Spain), vargan (Russia). Есть мнение, что в США он сохранил, очевидно, самое первое свое историческое название – по принадлежности древнейшему народу – Jew~s harp.

Известно, что им владели президент США Авраам Линкольн и русский царь Петр Первый. Говорят, что и Пётр Алексеевич любил на нём поиграть в свободное от царствования время, при чём очень прилично. А Авраам Линкольн вообще был первоклассным мастером владения этим инструментом и играл такие интересные вещи на варгане, что дамы, приближённые к искусству, от счастья теряли сознание и оказывались в жарких объятиях будущего президента. Так что в Америке тоже не так всё просто, не только чипсы и кола.[А.Чураков]

В прошлом веке один европейский журнал назвал маультроммель источником “серебряных звуков”, “сладких гармоний”, “гостем из сказочной страны”. Концерты этого “гостя” уже тогда проходили в разных странах мира.ss="myindent"> Предком современного варгана был так называемый пластинчатый варган, изготавливающийся из тонких узких пластин различных материалов: кость, дерево, бамбук, металл. В середине пластины прорезался язычок. В последствии появились дуговые, рама которых изготавливается изгибанием стального прута.

Богатейшие традиции игры на варгане и изготовления этого инструмента существовали вплоть до тридцатых годов ХХ века у многих народов палеоазиатской группы (народы Севера и Дальнего Востока), сохранивших обычаи первобытнообщинного строя.

У народов тюркской группы варганная музыка также имеет многовековые традиции. На территории Российской Федерации искусством игры на варгане владеют в Башкортостане, Хакассии, Якутии, на Алтае и в других районах, где сосредоточено тюркское население. Среди народов бывшего СССР на варгане играют казахи, киргизы, узбеки и туркмены.

Во времена сталинизма варган был запрещен как вредный пережиток прошлого, в частности из-за его тесной связи с шаманизмом. Несмотря на это, старшие поколения сумели сохранить традиции игры на варгане и передать их своим детям и внукам. В конце 1960-х — начале 1970-х годов интерес к варганной музыке вновь стал расти, что было связано с начавшимся процессом возрождения этнических культур, с новыми увлечениями эзотеризмом, шаманизмом, со стремлением слышать естественные звуки природы. Наконец, в разных странах сейчас развивается интерес к аутентичности исполнения — в том числе и народной музыки, как западной, так и восточной.

К концу XIX века искусство варганной игры потеряло свою актуальность, и в начале ХХ века дугообразный варган исчез с европейской музыкальной сцены. Это было вызвано рядом объективных причин. Еще в начале XIX века немец И.-Г. Шайблер создал на основе варгана профессиональный концертный инструмент, получивший название „аура“ (от греч. aura дуновение),— он состоял из нескольких варганов, закрепленных на металлическом диске, и имел хроматический звукоряд; на ауре можно было играть даже произведения классического репертуара, однако она не получила особой популярности. В 1821 году немецкий мастер Фридрих Бушман из нескольких маленьких варганов, настроенных на разную высоту звучания, сконструировал первую губную гармонику. Карманный инструмент покорил сердца европейцев. Ну а когда губную гармонику снабдили мехами, миру предстали аккордеон и баян. Эти инструменты стали пользоваться огромным успехом, а варган был предан забвению.

В XX веке варган практически везде, за исключением нескольких европейских стран, Северной Америки и некоторых регионов Азии, был низведен до уровня сувенира или детской игрушки… Большинство крупных фигур, участвующих сегодня в возрождении варганной музыки, являются не только музыкантами, но и учеными. В числе этих людей стоит упомянуть Ивана Алексеева. Также к ним относится профессор Института этнической музыки в Париже, знаток обертоновой музыки, вьетнамец по происхождению Тран Кван Хай (Tran Quang Hai). Он разработал собственный варган, отвечающий требованиям его высокоэнергетического стиля игры; кроме того, Тран Кван Хай — основатель и участник нескольких рок-, джаз- и авангардных оркестров. Одним из наиболее активных варганистов-новаторов нашего времени является швейцарский музыкант, поэт и художник Антон Брюэн (Anton Bruhin); именно он сконструировал первый в мире электромагнитный варган, который назвал „E. T.“ („Elektrisch Trumpi“, „электрический трюмпи“).

Прогресс в области коммуникационных технологий и техники звукопередачи в 1990-х годах обеспечил развитие интенсивного обмена информацией и мнениями по электронной почте между варганистами и поклонниками варгана во всем мире. Помимо этого, возникли совершенно новые отношения между варганной и современной электронной музыкой.

Сегодня в России (преимущественно в Сибири и на Дальнем Востоке), Австрии, Норвегии, США и других странах, где развито искусство игры на варгане, существуют различные общества варганистов, оказывающие поддержку музыкантам; все музыканты являются членами Международной ассоциации варганистов.

Выходят журналы, посвященные варганной музыке: в США это журнал „VIM“ („Vierundzwanzigstel-jahrschrift der Internationalen Mauld-rommelvirtuosengenossenschaft, „Двадцатичетырехчастное годовое издание Международного общества варганистов-виртуозов“), который издает музыковед и эксперт по вопросам, касающимся варгана, Фред Крейн (Fred Crane); в Японии — „Коукин джорнл“ („Koukin Journal“, „Варганный журнал“), под редакцией Лео Тадагавы (Leo Tadagava), одного из крупнейших специалистов по варгану.

Восхищение игрой на варгане проходит через все времена и страны, варганная музыка пронизывает все музыкальные стили. Современные варганисты склонны не только к виртуозным импровизациям — многие занимаются интереснейшими экспериментами, связанными с авангардной и обертоновой музыкой. Одни музыканты привлекают слушателя гармонией ансамблевой игры, другие — „электронным“ звучанием варгана, участвующего в традиционных национальных музыкальных представлениях. Однако, что бы ни исполнялось, всегда есть нечто общее: завораживающие звуки варгана создают необыкновенную атмосферу, в которой прошлое встречается с будущим.

Источник: