Варганка. Варганы в Саратове

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Технический аспект Техника игры Немного академических данных по игре на варганах.

Немного академических данных по игре на варганах.

Печать

Немного академических данных по игре на варганах.

Варган издает вибрирующие звуки, похожие на электронные, богатейшего тембра и диапазона, от самых низких до самых высоких частот. Помимо самого инструмента, в рождении звуков участвует организм человека: пальцы рук, органы дыхания, речи, брюшной пресс.

Простота, даже примитивность устройства варгана и в то же время сложность игры на нем, его богатые, не раскрытые еще до конца возможности позволяют нам назвать его инструментом будущего.

Якутский исполнитель, неутомимый пропагандист варганной музыки Иван Алексеев. Он является научным сотрудником Института языка, литературы и истории Якутского филиала Сибирского отделения АН Российской Федерации, специалистом по экспериментальной фонетике, и гармонично сочетает научную работу с любимым делом. Иван Алексеев — президент Международного центра варганной музыки (центр находится в городе Якутске; там же расположен уникальный Музей хомуса народов мира), помимо этого он известен как основатель и солист ансамбля „Алгыс“ („Algys“). Основываясь на народном музыкальном творчестве, Алексеев сам сочиняет музыкальные произведения для хомуса, важное место в которых занимает свободная импровизация.

Как ученый и как исполнитель, Иван Алексеев выделяет двенадцать основных приемов варганной игры:

  • „ведущий“— звуки, образуемые только от движения язычка хомуса, при нулевой артикуляции органов речи и без вибрации голосовых связок;
  • „гусиное пение“— традиционное звукоподражание, кончик языка исполнителя прерывисто касается альвеол, твердого и мягкого нёба;
  • „пение жаворонка“— язык вибрирует горизонтально в полости рта при минимальном ее объеме;
  • „нёбный“— звучание образуется прерывистым движением нёбной занавески и задней части языка;
  • „гортанный“— звуки, образуемые путем импульсных смыканий и размыканий гортани;
  • „губной“— звуки, возникающие при движении губ исполнителя, которые мгновенно касаются вибрирующего язычка хомуса;
  • „высокий“— звучание при максимальном сужении всех артикуляционных органов,
  • „низкий“— звучание при максимальном раскрытии артикуляционных органов;
  • „стаккато“— звуки, получающиеся при нажатии большим пальцем левой руки на основание язычка хомуса у круглого ободка и упоре кончика языка в пластинку;
  • „придыхательный“— звуки, возникающие при вдохе и выдохе исполнителя;
  • „ударный“— пальцы правой руки ударяют по язычку на себя и от себя в различных комбинациях;
  • „двухголосный“— сочетание предыдущих способов, при котором рождается дополнительный призвук.

Используя такой богатый арсенал приемов, любой исполнитель может достичь особой выразительности важнейших средств музыки — темпа, мелодии и гармонии.

Многие исполнительские приемы игры на кубызе (варгане) трудно обозначить общепринятыми нотными знаками, в наигрышах много нетемперированных звуков, звукоподражательности и звуковых эффектов (“кукушка”, “бой часов”, “топот копыт коня” и др.). Данные приемы доступны не всем кубызистам, а только отдельным виртуозам. Тем не менее среди них можно отметить три приема, наиболее часто встречающихся в башкирском исполнительстве. Это - “Тремолирование”, “Глиссандирование”, “Передувание” (названия условны и отличаются от принятых в академическом музицировании).

Тремолирование - данный прием выполняется несколькими способами:

  • тремоло указательным пальцем по язычку кубыза (подобно бряцанию на балалайке или думбыре);
  • репетиционное чередование щипка двумя, тремя и четырьмя пальцами по язычку (типа “гитарного” приема);
  • тремоло языком - беззвучное выговаривание слогов “та-та-та”, “ти-ти-ти”, “ну-ну-ну”, “на-на-на” и т.д.; быстрое чередование вдоха и выдоха на язычок кубыза после щипка.

Глиссандо - интонационное скольжение в примерном диапазоне нужных, но неисполнимых звуков (наиболее часто встречающийся прием).

Передувание - особый прием, продлевающий звучание колеблющегося металлического язычка кубыза направленной струей воздуха на выдох или вдох. На один удар по язычку кубыза можно “выговорить” несколько мелодических звуков разной высоты. Происходит изменение тембра звука и увеличивается динамический диапазон.

Некоторые исполнительские приемы объяснимы только с точки зрения практического исполнительства и передаются устно. Многие приемы неохотно объясняются посторонним, т.к. являются национальной традицией.


Р.Г.Рахимов, кандидат искусствоведения г. Уфа, 07 декабря 2003 г.
Источник: