Варганка. Варганы в Саратове

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Технический аспект Техника игры Как получить якутский рык.

Как получить якутский рык.

Печать

Сыыйа тардыы. Размеренный стиль игры по-якутски. Как получить якутский рык.

"…Традиционная умеренная игра - нераспространённый, можно сказать исчезающий стиль игры. При такой игре звук хомуса плывёт по воздуху, не переставая, не исчезая ни на секунду. Непрерывная тихая песня хомуса усиливается с каждым разом; волнуя все больше и больше и хомусиста, и слушателей нежностью и душевностью своей волшебной силы.

Исполнитель волнуется вместе с хомусом и, сам того не замечая, как бы впадает во власть хомуса, а хомус своей чудесной музыкой доводит до зрителя всё то, о чём думает, волнуется хомусист. Так могут играть только те, кто в течение многих лет делили радость и горе со своим другом-хомусом, обычно это пожилые хомусисты.

Умеренная игра - это игра обычно для себя, а не для зрителя. При умеренной игре в основном пользуются основным ударом, не применяют разновидности ударов, т.к. при такой игре исполнитель не думает о внешних эффектах и полностью раскрывает свою душу с помощью волшебного язычка хомуса, над которым когда-то колдовал кузнец, пользуясь переданными лишь ему из глубины веков, через гены, секретами.

Простым видом умеренной игры является воспроизведение на хомусе мелодий народных песен так, чтобы были слышны и слова песни. При этом надо ударять по язычку в такт мелодии и беззвучно шевелить органами речи, как бы выговаривая слова песни. Тогда хомус играет так, что можно слушать мелодию и даже слова. Поэтому якутский хомус называется говорящим. Такая игра хорошо подходит для обучения начинающих чувствовать ритм музыки. Всем известная традиционная мелодия "биэ-биэ-биэ" есть вступительная часть любой игры умеренным стилем.

Исполнитель традиционной умеренной игры всегда является исполнителем тойука (тойук - развёрнутая эпическая импровизация), т.к. по существу такая игра - это исполнение тойука через хомус. Некоторые исполнители при умеренной игре подпевают себе голосом, что тоже является отдельным видом умеренной игры…"

Как достичь якутского рыка

Yeti и Shum рекомендуют следующее:
  • Великолепная натренированность мышц корня языка и глотки. Нужно уметь воспроизводить кукушку, и неплохо владеть горловым вибрато. В этом случае, вы без проблем подберете нужное положение языка и глотки. Можно использовать как исходное положение звук ЭЭЭХ.
  • Нужно представить что в низу живота, у вас находится шарик, который вы с каждым вдохом полность надуваете, а с выдохом - сдуваете. Причем и вдох и выдох должен быть максимально равномерным, и максимально глубоким.
  • Губы должны свободно лежать на деке, и регулировать поток воздуха так, чтобы то самое рычание начиналось на входе в рот, и уже затем распространялось внутри вашего туловища.
  • На равномерное глубокое дыхание нужно наложить короткие интенсивные вдохи, которые должны происходить одновремнно с ударом по язычку. В этот момент губами нужно направить по возможности весь поток воздуха через крайнюю часть хомуса (там где рождается звук), то есть закрыть все лишние щели. Таким образом происходит своего рода резонанс, возбуждающий гармоники, которые создают то самое якутское звучание.
Наталья Синельга добавляет:
  • за счет точного встраивания дыхания, звук сильно удлиняется
  • конфигурация губ на деках хомуса постоянно меняется, что способствует появлению дополнительной "жирности" звучания
  • положение языка от кончика до корня также постоянно меняется, таким образом артикулируются согласные звуки
  • гортанью артикулируются низкие (или глубоко звучащие - не знаю как по другому сказать) гласные
- И вся эта дружная компания на одном длинном вдохе опускается глубоко в живот, где начинает звучать совершенно магическим образом. Большой спектр частот как бы "разгоняется" внутри тела.

Где это можно услышать?

У группы Айархаан есть две композиции:

  • Сыыйа тардыы (альбом "Добун Дуораан")
  • Bugun Tobo Homusum (альбом "Звуки древней земли Олонхо")