Основная информация.
- Длина язычка
- Ширина язычка
- Толщина язычка
- Материал, из которого изготовлен язычок
- Жесткость или мягкость язычка, упругость
- Длина загнутой части язычка
- Форма кончика язычка
- Заострённость краёв язычка
- Промежуток между деками и краями язычка
- Параллельность краёв язычка внутреннему краю дек в горизонтальной плоскости, вертикальное направление язычка относительно дек
- Расширение язычка и расстояния между деками в направлении к основанию корпуса
- Сужение внутренних краёв дек к краям язычка
- Размеры основания корпуса, форма дек
- Угол загнутой части язычка
- Способ крепления язычка к корпусу
Модификации исходного материала и их результаты.
Модификации | Результат |
Длинный язычок |
Более низкий и глубокий звук, долгое затухание, увеличивается риск зацепить язычком деку при игре
|
Короткий язычок |
Более высокий звук, быстрое затухание
|
Широкий язычок |
Более низкий и глубокий звук, быстрое затухание
|
Узкий язычок |
Более высокий звук, долгое затухание
|
Толстый язычок |
Более высокий звук, быстрое затухание, для игры требуется жесткий удар
|
Тонкий язычок |
Более низкий и глубокий звук, долгое затухание, увеличивается риск зацепить язычком деку при игре
|
Жесткий язычок |
Более высокий звук, для игры требуется жесткий удар. Если язычок слишком жесткий - увеличивается его ломкость
|
Мягкий язычок |
Долгое затухание звука. Слишком мягкий язычок делает звучание глухим, или вовсе неслышным. Язычок легко деформируется, но в некоторых случаях это уменьшает риск
поломки при физических воздействиях на инструмент
|
Большое расстояние между краями язычка и деками |
Меньшее количество обертонов, более слабый звук
|
Маленькое расстояние между краями язычка и деками
|
Большее количество обертонов, сильный звук, но увеличивается риск зацепить язычком деку при игре
|
Параллельность краёв язычка внутреннему краю дек
|
Более богатые обертона
|
Заточенные края язычка
|
Более богатые обертона
|
Расширение язычка и расстояния между деками в направлении к основанию корпуса
|
Влияет на колебания язычка
|
Сужение внутренних краёв дек к краям язычка
|
Более богатые обертона
|
Слишком слабое закрепление язычка к корпусу
|
Вибрации язычка не передаются в полной мере в корпус инструмента, более слабое звучание. Дребезжащий звук при очень слабом закреплении, язычок легко сместить в
сторону
|
Слишком сильное закрепление язычка к корпусу
|
Глушит звук и увеличивает риск поломки язычка
|
Длина загнутой части язычка
|
Влияет на колебания язычка. Соотношение длины загнутой части язычка и его основной части влияют на высоту звука |
Загнутая форма кончика язычка
|
Царапает руку при игре. При быстром переменном ударе звук становится более резким
|
Закруглённая форма кончика язычка
|
При быстром переменном ударе звук становится более плавным
|
Утяжелённый сгиб или кончик язычка
|
Понижает тон инструмента
|
Поэтапное изготовление гнутых варганов в фотографиях
![](/images/stories/varg/schl1_1.jpg)
![](/images/stories/varg/schl1_2.jpg)
1. Определение длины заготовки
![](/images/stories/varg/schl2_1.jpg)
![](/images/stories/varg/schl2_2.jpg)
![](/images/stories/varg/schl2_3.jpg)
2. Придание нужной формы (в данном случае применяются инструменты, сконструированные отцом автора статьи)
![](/images/stories/varg/schl3.jpg)
![](/images/stories/varg/schl4.jpg)
3. Детальное придание формы корпусу. Стачивание округлых краёв и прочее.
4. Вытачивание выемки для язычка.
![](/images/stories/varg/schl5.jpg)
![](/images/stories/varg/schl6.jpg)
5. Завершающие штрихи, окончательная доводка корпуса до необходимой формы
6. Далее – выбор материала для язычка. В данном случае это пружинная сталь.
![](/images/stories/varg/schl7.jpg)
![](/images/stories/varg/schl8.jpg)
7. Из заготовки вырезается будущий язычок.
8. Язычок выпрямляется, на нём не должно оставаться искривлений.
![](/images/stories/varg/schl9.jpg)
![](/images/stories/varg/schl10.jpg)
9. Далее - шлифовка язычка.
10. Теперь, закаливая или отпуская язычок, ему придаётся нужная степень упругости. Если допустить в процессе ошибку – язычок будет непригодным для
использования.
![](/images/stories/varg/schl11.jpg)
![](/images/stories/varg/schl12.jpg)
11. Язычок вставляется в выемку в корпусе и выравнивается относительно дек.
12. И, аккуратно, чтобы не сбить положение язычка, закрепляется.
![](/images/stories/varg/schl3.jpg)
![](/images/stories/varg/schl4.jpg)
13. Далее проверяется, идёт ли язычок параллельно декам.
14. После этого язычок загибается, кончик язычка закругляется.
![](/images/stories/varg/schl3.jpg)
![](/images/stories/varg/schl4.jpg)
15. Финальная стадия – варган полируется до блеска.
16. Если все получилось и варган хорошо звучит, то он получает клеймо мастерской, футляр и отправляется к новому владельцу.
![](/images/stories/varg/schl_ready.gif)
Готовый результат
Вольный перевод и дополнения © Аксентий Бескровный