Варганка. Варганы в Саратове

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Теория индийской музыки

Печать

Теория индийской музыки

В индийской музыке октава делится на двадцать две шрути, или четверти тона. Эти микротоновые интервалы делают возможными тончайшие музыкальные оттенки, недостижимые для западной хроматической гаммы из двенадцати полутонов. Каждая из семи основных нот октавы в индийской мифологии ассоциируется с каким-нибудь цветом, пением той или иной птицы или звуком, характерным для какого-то животного:

  • до — с зеленым цветом и криком павлина;
  • ре — с красным цветом и пением жаворонка;
  • ми — с золотистым цветом и блеянием козы;
  • фа — с желтовато-белым и криком цапли;
  • соль — с черным и пением соловья;
  • ля — с желтым и ржанием лошади;
  • си — с комбинацией всех цветов и ревом слона.

Западная музыка использует только три гаммы: мажор и гармонический и мелодический минор. Индийская музыка насчитывает семьдесят два тхата, или гаммы. У музыканта есть творческий простор для бесконечной импровизации вокруг неизменной традиционной мелодии — раги, он сосредоточивается на чувстве или на определенной тональной структуре темы и затем расцвечивает ее в пределах собственной оригинальности. Индийский музыкант не читает застывшие ноты: при каждом исполнении он как бы заново одевает обнаженный каркас раги, зачастую придерживаясь единой мелодической последовательности, подчеркивая повторениями все ее тонкие микротоновые и ритмические варианты.

Индия всегда признавала человеческий голос самым совершенным инструментом, издающим звук. Поэтому индийская музыка широко придерживается голосового диапазона в три октавы. По этой же причине основное место отводится мелодии (последовательной связи нот), а не гармонии (одновременной связи нот).

Из западных композиторов, в частности, Иоганн Бах понимал все обаяние и силу повторяемого звука, слегка видоизменяемого при помощи сотни разнообразных комбинаций.

Санскритская литература описывает сто двадцать тала — способа метроритмической организации. Говорят, что основатель индусской музыкальной традиции Бхарата различал тридцать два тала в песне жаворонка. Источник тала, или ритма, основывается на человеческих движениях: двойной размер — при ходьбе, тройной размер — при дыхании во сне, когда вдох в два раза дольше выдоха.

Источник:
  • По книги: Парамахаса Йоганда, «Автобиография йога», Изд. «Сфера»